Тематический план рабочей программы по информатике 7 класса (ФГОС)
1 четверь (8 уроков) | ||
Введение. Информация и информационные процессы. 3 часа | ||
1/1 | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. | . |
2/2 | Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. | . |
3/3 | Всемирная паутина как информационное хранилище. Интернет-сервисы: поисковые службы. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Принципы поиска информации в Интернете (№8 в ОГЭ). | . |
Математические основы информатики. Тексты и кодирование 5 часов | ||
4/1 | Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. | . |
5/2 | Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица. Декодирование кодовой последовательности (№2 в ОГЭ). | . |
6/3 | Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Информационный вес символа произвольного алфавита. Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации. Оценка объёма памяти, необходимого для хранения текстовых данных (№1 в ОГЭ). | . |
7/4 | Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов | . |
8/5 | Тест по темам «Информация и информационные процессы » и «Математические основы информатики. Тексты и кодирование». | тест |
2 четверь (8 уроков) | ||
Компьютер – универсальное устройство обработки данных. 3 часа | ||
9/1 | Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). | . |
10/2 | Программное обеспечение компьютера. Интернет-сервисы: службы обновления программного обеспечения. | . |
11/3 | Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. | . |
Использование программных систем и сервисов. Файловая система. 5 часов | ||
12/1 | Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Определение скорости передачи информации. | . |
13/2 | Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов. Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию (№12 в ОГЭ). | . |
14/3 | Поиск информации в файлах и каталогах компьютера (№11 в ОГЭ). Решение задач по файловой системе организации данных. | . |
15/4 | Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе. | . |
16/5 | Тест по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. Файловая система». | тест |
3 четверь (10 уроков) | ||
Дискретизация 6 часов | ||
17/1 | Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. | . |
18/2 | Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. | . |
19/3 | Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. | . |
20/4 | Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. | . |
21/5 | Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов. | . |
22/6 | Тест по теме «Дискретизация» | тест |
Подготовка текстов и демонстрационных материалов 12 часов | ||
23/1 | Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Проверка правописания, словари. | . |
24/2 | Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.(№13.2 в ОГЭ) | . |
25/3 | Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. Оценка объёма памяти, необходимого для хранения текстовых данных. Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. | . |
26/4 | Тест по теме «Подготовка текстов» | тест |
4 четверь (8 уроков) | ||
27/5 | Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. | . |
28/6 | Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Практическая работа с использованием графических примитивов. | . |
29/7 | Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. | . |
30/8 | Подготовка компьютерных презентаций. | . |
31/9 | Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. (№13.1 в ОГЭ) | . | 32/10 | Практическая работа «Создание анимации» | . |
33/11 | Тест по теме «Подготовка демонстрационных материалов» | . |
34/12 | Промежуточный тест за курс 7 класса | тест |
Тематический план рабочей программы по информатике 8 класса (ФГОС)
1 четверь (8 уроков) | ||
Введение. Системы счисления. 8 часов | ||
1/1 | Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. | . |
2/2 | Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. | . |
3/3 | Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. | . |
4/4 | Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. | . |
5/5 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. | . |
6/6 | Решение задач на тему «Дискретная форма представления числовой информации».(№10 в ОГЭ) | . |
7/7 | Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Арифметические действия в системах счисления. | . |
8/8 | Тест по теме «Системы счисления» | тест |
2 четверь (8 уроков) | ||
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики 6 часов | ||
9/1 | Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите. | . |
10/2 | Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). | . |
11/3 | Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. | Практикум |
12/4 | Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Знакомство с логическими основами компьютера. | Практикум |
13/5 | Решение задач на определение истинности составного высказывания (№3 в ОГЭ). | . |
14/6 | Тест по теме «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики» | тест |
Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями. 6 часов | ||
15/1 | Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем. | . |
16/2 | Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающего цепочки символов или списки. |
. |
3 четверь (10 уроков) | ||
17/3 | Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. | . |
18/4 | Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом. | . |
19/5 | Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ. | . |
20/6 | Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами. | . |
Алгоритмические конструкции 6 часов | ||
21/1 | Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд (№5 в ОГЭ). Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. | . |
22/2 | Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования (№6 в ОГЭ). | . |
23/3 | Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (№15.1 в ОГЭ) или на универсальном языке программирования (№15.2 в ОГЭ). | . |
24/4 | Решение задач на умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке. | . |
25/5 | Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). Решение задач на умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. | . |
26/6 | Тест по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции» | тест |
4 четверь (9 уроков) | ||
Разработка алгоритмов и программ 4 часа | ||
27/1 | Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках. Язык программирования Паскаль. | . |
28/2 | Оператор присваивания. Представление о структурах данных. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. | тест |
29/3 | Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. | . |
30/4 | Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу. | Тест |
Анализ алгоритмов 5 часов | ||
31/1 | Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных. | . |
32/2 | Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. | . |
33/3 | Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул. | . |
34/4 | Тест по теме «Разработка алгоритмов и программ. Анализ алгоритмов» | тест |
35/5 | Промежуточный тест за курс 8 класса | тест |
Тематический план рабочей программы по информатике 9 класса (ФГОС)
1 четверь (8 уроков) | ||
Математическое моделирование 2 часа | ||
1/1 | Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями. Компьютерные эксперименты. | . |
2/2 | Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. | . |
Списки, графы, деревья 2 часа | ||
3/1 | Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Анализ простейших моделей объектов (№4 в ОГЭ). | . |
4/2 | Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем (№9 в ОГЭ). | . |
Базы данных. Поиск информации 4 часа | ||
5/1 | Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами. | . |
6/2 | Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию. | . |
7/3 | Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы.Поисковые машины. Понимать принципы поиска информации в Интернете (№8 в ОГЭ). | . |
8/4 | Тест по темам «Математическое моделирование. Списки, графы, деревья. Базы данных. Поиск информации». | тест |
2 четверь (8 уроков) | ||
Разработка алгоритмов и программ 8 часов | ||
9/1 | Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы. | . |
10/2 | Примеры задач обработки данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел. | . |
11/3 | Примеры задач обработки данных: нахождение всех корней заданного квадратного уравнения. | . |
12/4 | Примеры задач обработки данных: заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел. | . |
13/5 | Нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение минимального (максимального) элемента массива. | . |
14/6 | Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования. | . |
15/7 | Исполнение циклического алгоритма обработки массива чисел, записанного на алгоритмическом языке. | . |
16/8 | Тест по теме «Разработка алгоритмов и программ. Массивы». | тест |
3 четверь (10 уроков) | ||
Электронные (динамические) таблицы 8 часов | ||
17/1 | Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. | . |
18/2 | Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм. | . |
19/3 | Представление формульной зависимости в графическом виде. | . |
20/4 | Самостоятельная работа по теме «Представление формульной зависимости в графическом виде». | самост.работа |
21/5 | Проведение обработки большого массива данных с использованием средств электронной таблицы (№14 в ОГЭ). | . |
22/6 | Решение задач на расчёт массива данных в электронной таблице. | . |
23/7 | Практические работы с использованием табличного процессора. | . |
24/8 | Тест по теме «Электронные (динамические) таблицы». | тест |
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии 6 часов | ||
25/1 | Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства | . |
26/2 | Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.). | . |
4 четверь (9 уроков) | ||
27/3 | Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения. | . |
28/4 | Сетевое хранение данных. Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.) Знать принципы адресации в сети Интернет (№7 в ОГЭ). | . |
29/5 | Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. | . |
30/6 | Тест по теме «Информационно-коммуникационные технологии». | тест |
Робототехника 5 часов | ||
31/1 | Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.). | . |
32/2 | Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами. | . |
33/3 | Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п. | . |
34/4 | Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом. | . |
35/5 | Итоговый тест за курс 9 класса. | тест |
Дата изменения страницы: 02.03.2020г. |
Новосибирская область, Ордынский район, р.п.Ордынское, ул.Западная 3а |
Официальный сайт "МКОУ-Ордынская СОШ №3". Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. Хостинг сайта поддерживается компанией "Е-Паблиш" ©"МКОУ-Ордынская СОШ №3", 2020 год. |