Тематический план рабочей программы по информатике 7 класса (ФГОС)

1 четверь (8 уроков)
Введение. Информация и информационные процессы. 3 часа
1/1 Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. .
2/2 Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. .
3/3 Всемирная паутина как информационное хранилище. Интернет-сервисы: поисковые службы. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Принципы поиска информации в Интернете (№8 в ОГЭ). .
Математические основы информатики. Тексты и кодирование 5 часов
4/1 Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. .
5/2 Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица. Декодирование кодовой последовательности (№2 в ОГЭ). .
6/3 Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Информационный вес символа произвольного алфавита. Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации. Оценка объёма памяти, необходимого для хранения текстовых данных (№1 в ОГЭ). .
7/4 Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов .
8/5 Тест по темам «Информация и информационные процессы » и «Математические основы информатики. Тексты и кодирование». тест
2 четверь (8 уроков)
Компьютер – универсальное устройство обработки данных. 3 часа
9/1 Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). .
10/2 Программное обеспечение компьютера. Интернет-сервисы: службы обновления программного обеспечения. .
11/3 Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. .
Использование программных систем и сервисов. Файловая система. 5 часов
12/1 Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Определение скорости передачи информации. .
13/2 Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов. Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию (№12 в ОГЭ). .
14/3 Поиск информации в файлах и каталогах компьютера (№11 в ОГЭ). Решение задач по файловой системе организации данных. .
15/4 Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе. .
16/5 Тест по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. Файловая система». тест
3 четверь (10 уроков)
Дискретизация 6 часов
17/1 Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. .
18/2 Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. .
19/3 Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. .
20/4 Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. .
21/5 Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов. .
22/6 Тест по теме «Дискретизация» тест
Подготовка текстов и демонстрационных материалов 12 часов
23/1 Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Проверка правописания, словари. .
24/2 Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.(№13.2 в ОГЭ) .
25/3 Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. Оценка объёма памяти, необходимого для хранения текстовых данных. Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. .
26/4 Тест по теме «Подготовка текстов» тест
4 четверь (8 уроков)
27/5 Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. .
28/6 Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Практическая работа с использованием графических примитивов. .
29/7 Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. .
30/8 Подготовка компьютерных презентаций. .
31/9 Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. (№13.1 в ОГЭ) .
32/10 Практическая работа «Создание анимации» .
33/11 Тест по теме «Подготовка демонстрационных материалов» .
34/12 Промежуточный тест за курс 7 класса тест




Тематический план рабочей программы по информатике 8 класса (ФГОС)

1 четверь (8 уроков)
Введение. Системы счисления. 8 часов
1/1 Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. .
2/2 Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. .
3/3 Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. .
4/4 Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. .
5/5 Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. .
6/6 Решение задач на тему «Дискретная форма представления числовой информации».(№10 в ОГЭ) .
7/7 Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Арифметические действия в системах счисления. .
8/8 Тест по теме «Системы счисления» тест
2 четверь (8 уроков)
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики 6 часов
9/1 Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите. .
10/2 Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). .
11/3 Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Практикум
12/4 Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Знакомство с логическими основами компьютера. Практикум
13/5 Решение задач на определение истинности составного высказывания (№3 в ОГЭ). .
14/6 Тест по теме «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики» тест
Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями. 6 часов
15/1 Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем. .
16/2 Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающего цепочки символов или списки.
.
3 четверь (10 уроков)
17/3 Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. .
18/4 Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом. .
19/5 Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ. .
20/6 Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами. .
Алгоритмические конструкции 6 часов
21/1 Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд (№5 в ОГЭ). Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. .
22/2 Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования (№6 в ОГЭ). .
23/3 Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (№15.1 в ОГЭ) или на универсальном языке программирования (№15.2 в ОГЭ). .
24/4 Решение задач на умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке. .
25/5 Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). Решение задач на умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. .
26/6 Тест по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции» тест
4 четверь (9 уроков)
Разработка алгоритмов и программ 4 часа
27/1 Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках. Язык программирования Паскаль. .
28/2 Оператор присваивания. Представление о структурах данных. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. тест
29/3 Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. .
30/4 Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу. Тест
Анализ алгоритмов 5 часов
31/1 Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных. .
32/2 Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. .
33/3 Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул. .
34/4 Тест по теме «Разработка алгоритмов и программ. Анализ алгоритмов» тест
35/5 Промежуточный тест за курс 8 класса тест




Тематический план рабочей программы по информатике 9 класса (ФГОС)

1 четверь (8 уроков)
Математическое моделирование 2 часа
1/1 Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями. Компьютерные эксперименты. .
2/2 Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. .
Списки, графы, деревья 2 часа
3/1 Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Анализ простейших моделей объектов (№4 в ОГЭ). .
4/2 Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем (№9 в ОГЭ). .
Базы данных. Поиск информации 4 часа
5/1 Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами. .
6/2 Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию. .
7/3 Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы.Поисковые машины. Понимать принципы поиска информации в Интернете (№8 в ОГЭ). .
8/4 Тест по темам «Математическое моделирование. Списки, графы, деревья. Базы данных. Поиск информации». тест
2 четверь (8 уроков)
Разработка алгоритмов и программ 8 часов
9/1 Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы. .
10/2 Примеры задач обработки данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел. .
11/3 Примеры задач обработки данных: нахождение всех корней заданного квадратного уравнения. .
12/4 Примеры задач обработки данных: заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел. .
13/5 Нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение минимального (максимального) элемента массива. .
14/6 Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования. .
15/7 Исполнение циклического алгоритма обработки массива чисел, записанного на алгоритмическом языке. .
16/8 Тест по теме «Разработка алгоритмов и программ. Массивы». тест
3 четверь (10 уроков)
Электронные (динамические) таблицы 8 часов
17/1 Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. .
18/2 Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм. .
19/3 Представление формульной зависимости в графическом виде. .
20/4 Самостоятельная работа по теме «Представление формульной зависимости в графическом виде». самост.работа
21/5 Проведение обработки большого массива данных с использованием средств электронной таблицы (№14 в ОГЭ). .
22/6 Решение задач на расчёт массива данных в электронной таблице. .
23/7 Практические работы с использованием табличного процессора. .
24/8 Тест по теме «Электронные (динамические) таблицы». тест
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии 6 часов
25/1 Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства .
26/2 Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.). .
4 четверь (9 уроков)
27/3 Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения. .
28/4 Сетевое хранение данных. Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.) Знать принципы адресации в сети Интернет (№7 в ОГЭ). .
29/5 Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. .
30/6 Тест по теме «Информационно-коммуникационные технологии». тест
Робототехника 5 часов
31/1 Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.). .
32/2 Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами. .
33/3 Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п. .
34/4 Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом. .
35/5 Итоговый тест за курс 9 класса. тест



Дата изменения страницы: 02.03.2020г.

Наш адрес: 633261,
Новосибирская область,
Ордынский район,
р.п.Ордынское,
ул.Западная 3а



Официальный сайт "МКОУ-Ордынская СОШ №3".
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Хостинг сайта поддерживается компанией "Е-Паблиш"
©"МКОУ-Ордынская СОШ №3", 2020 год.